ПАРТНЁРЫ

 

 

Главная / Публикации в СМИ / Земля и небо Геннадия Мамаева

Он видел расцвет советского авиапрома, когда в 1979 пришел на «ЛЕПСЕ» конструктором. Он увидел и его крушение.

 

 

Когда в 1997 году акционеры избрали Геннадия Мамаева генеральным директором, кредиторская задолженность вдвое превышала объемы производства. Все счета были арестованы. Зарплату не выплачивали почти год. Пекли по 4 тысячи буханок в день, чтобы поддержать людей. Банкротство казалось неминуемым. И он с новой командой управленцев спас предприятие. Он сохранил всю богатейшую «социалку», сам дух и традиции уникального трудового коллектива.

 

– Геннадий Александрович! Шестьдесят прожитых лет – это еще не повод сожалеть о возрасте. Это лишь возможность подвести кое-какие итоги. Что бы вы хотели записать в свой актив под юбилейной чертой? Хотя время мемуаров еще точно не наступило, узнать из первых уст, как сельский мальчишка из вятских Фаленок стал «генералом» от  российской авиации, интересно и поучительно.

 

– Спросили бы о чем-нибудь попроще… Я стал чаще просыпаться по ночам. Мозги не отключаются никогда, они постоянно ищут варианты решения проблем, которых всегда выше крыши. Возвращаешься к точке отсчета и анализируешь все по пунктам.

…К сожалению, в прожитом уже ничего нельзя изменить, но, по большому счету, не стал бы менять ничего. Я бесконечно благодарен родителям. Простые, работящие, скромные люди – они обладали огромным запасом доброты, жизнелюбия, порядочности. И вот эта духовная пуповина всегда связывала нас не менее крепко, чем  кровное родство.

Я редко кому рассказывал об этом: 8 мая 2001 года, за день до своего очередного дня рождения, как обычно, еду на работу. Поднимаюсь в лифте, который вдруг останавливается. Такого сроду не случалось. Оказалось, что именно в этот момент у папы остановилось сердце.

Родители очень дорожили фамильной честью. Первейшая семейная заповедь – не осрамиться перед людьми. Так нас, детей, и воспитывали. И если мне сегодня не стыдно смотреть людям в глаза, значит, я родительский завет исполнил.

 

– В вашем послужном армейском списке значатся и такие сведения: «За мужество, проявленное при борьбе с огнем горящих торфяников, награжден медалью «За отвагу на пожаре», что это было тем злопамятным летом 1972 года – безрассудство или крайняя необходимость?

 

– Наше подразделение мобилизовали на спасение подмосковного Павлова-Посада. Обстановка жуткая. Торф горит на глубине до 10 метров. Кругом огонь, дым, копоть, ты задыхаешься в противогазе, топор и лопата уже вываливаются из рук, но за спиной – склады с горючим и жилые кварталы. Несколько ребят погибли. Наш капитан, который командовал десантом, поседел за одну ночь. Но отступил огонь, а не мы.

 

– И вот Вы уже выпускник Кировского политехнического института. Тема диплома – механизм управления боевым вооружением вертолетов. «Орешек», о который сломали зубы профессиональные военные конструкторы, разгрыз вятский студент, да настолько убедительно, что изделие пошло в серию и до сих пор надежно обеспечивает огневую мощь российских винтокрылых машин. А что-нибудь попроще нельзя было выбрать? Дерзость не всегда является гарантией успеха…

 

– Вообще-то я мечтал стать строителем, поехали с приятелем в Ленинград поступать в институт – и опоздали на экзамены. Пошел в кировское техническое училище № 1, окончил, работал  электромонтажником.

После армии был рабфак Кировского политеха: жили в холле общежития, где, помнится, стояло 18 коек, корпели над конспектами; чтобы сбегать на танцы, у одного одалживаешь брюки, у другого рубашку. В институте влюбился в самую красивую девушку, на 5 курсе сыграли свадьбу. …Выбрать тему, как вы говорите, попроще я не мог. Для кафедры электрических машин и аппаратов, на которой я учился, это был заказ завода «ЛЕПСЕ», у которого эта проблема «зависла». В том, что получилось, велика заслуга моего наставника, заведующего кафедрой, талантливого ученого, конструктора, педагога Анатолия Ивановича Изотова, с которым тесно сотрудничаем до сих пор. Так что я, наверное, защищал не просто диплом, а и научную школу института, и свои инженерные амбиции, свои жизненные приоритеты. Нет, слава богу, что «проще» не случилось.

 

Я поступил на завод инженером-конструктором. Возможно, на этом поприще и сегодня был бы не из последних. Но меня тянуло в цеха к реальному производству. И когда представилась возможность, я перешёл от кульмана  в самую горячую точку тогдашней жизни – в цех 42. Мне несказанно повезло. Меня обращали в лепсенскую веру, пропитывали лепсенским духом такие столпы, как Анатолий Егорович Головин, Борис Абрамович Дубижанский, главный механик Борис Петрович Семенов, зам. главного инженера Анатолий Михайлович Никифоров – профессионалы высшей пробы. Видимо, не выпадал я  и  из-под «профессионального догляда» Александра Саввича.

 

Ездили мы, несколько человек, в Сарапул на юбилей завода. Александр Саввич тогда уже не работал. Возвращались через Фаленки. Он и говорит: «Давай заедем к твоим родителям!» Завернули к дому. Радость встречи и удивление: «Неужели тот самый Большев?!»

Накрывается стол, огурчики-помидорчики – все, как полагается, по-домашнему… Он сразу нашел общий язык с родителями – настолько был обаятельный и простой. Слово за слово, выпили немножко, разговорились, а потом пели. Никогда не забыть тот вечер… Прощаясь, он сказал: «Да будет ваш сын генеральным директором, будет». Может, шутил он.

 

– В 1997 году над предприятием всерьез нависла угроза банкротства. И вот в этой ситуации Вы были избраны генеральным директором. Помните, каково это было? Как удалось не только спасти завод, а вернуть его авторитет и упрочить его место среди предприятий отечественного авиапрома?

 

– Это был самый кошмарный сон наяву. Кредиторская задолженность вдвое превышала объемы производства. Все счета были арестованы. Зарплату не выплачивали почти год. Пекли по 4 тысячи буханок в день, чтобы поддержать людей. В цеха идешь с ощущением, что тебя вот-вот порвут.

…В счет долгов Пенсионному фонду построили центр реабилитации инвалидов. Благодаря реструктуризации долгов с 1997 года начали выплачивать текущую зарплату, и с тех пор ни разу сроки не сорвали. Провели полную перестройку существующей системы бюджетирования, номенклатуры изделий, активный поиск новых рынков. Мы едва ли не единственные в стране полностью реализовали свои бизнес-планы в рамках Федеральной программы конверсии оборонного комплекса... Вот, если коротко, как все это происходило.

 

– Вы впадали в отчаянье?

 

–  Никогда. Я точно знаю, что безвыходных ситуаций не бывает. Одна из моих спортивных «специализаций», кроме лыж, волейбола и тенниса, – самбо, я кандидат в мастера спорта по этой борьбе. Если ты безоружен, это не значит, что ты беззащитен. Я же свой характер в стол не спрячу.

 

– Как снимали стрессы?

 

– Это вы о чем? Если о способе отдохнуть от перегрузок, то я – охотник, и этим все сказано. Тем более что мы в то время начали создавать заводское охотхозяйство, и организационные хлопоты на природе были душевным вдохновением.  Если же понимать стресс как панику, то это состояние мне незнакомо и чуждо. Чем тяжелее, тем больше у меня спортивной злости и собранности.

 

– Вы страшны в гневе?

 

– Говорят, да. Могу сказать так жестко и коротко, что два раза повторять не приходится. Правда, чтобы вывести меня из себя, надо  очень постараться. Но, к счастью, все знают, что я не злопамятен и быстро отходчив.

 

– Лично я за два с лишним десятка лет знакомства с предприятием укрепился во мнении, что завод терпеливо, кропотливо, поколение за поколением взращивает и воспроизводит рабочую и техническую элиту, которая во все времена, тем более сегодня, и обеспечивает жизнеспособность предприятия. Во всяком случае, очень не хотелось бы ошибиться.

 

– А вы не ошибаетесь, поскольку молодежь действительно наш безусловный приоритет. Мы ведем целенаправленную селекцию молодого поколения в электромашиностроительном и авиастроительном техникумах, ВятГУ. На самом предприятии создан филиал кафедры электрических машин и аппаратов, которой я руковожу. Начиная с третьего курса, потенциальные новобранцы проходят у нас производственную практику, и каждый будущий конструктор, инженер, технолог, мастер  может определиться с выбором своего места. Ежегодно мы принимаем около 30 выпускников ВятГУ.

 

…Я очень люблю атмосферу нашего фирменного праздника – посвящение молодых специалистов. Для молодых у нас разработана целая система стимулов. Это подъемные при поступлении на работу, премия в 25 тысяч рублей за первый отработанный год, обеспеченность общежитиями – у нас их пять, «малосемейку» в 56-квартирном молодежном жилом комплексе можно получить бесплатно. Действует корпоративная ипотека, при которой процентную банковскую ставку при получении кредита платит завод. Одновременно с социальным «лифтом» включается карьерный. Возможности для профессионального роста широкие, и только за последнее время около сорока молодых специалистов стали руководителями подразделений. Совет молодых специалистов имеет собственный бюджет – сегодня это миллион рублей. Быть лепсенцем здорово! Это прекрасная возможность жить и работать с полной самоотдачей для полной самореализации.

 

– Еще одна знаменитая лепсенская «фишка» – встречи, что называется, глаза в глаза…

 

– Раз в году я собираю руководителей заводских подразделений всех уровней, мы садимся на корабль. Уплываем на природу, накрываем «поляну», и обсуждаем  все, что накипело, что мешает. Специально не беру заместителей. Это как коллективный личный прием, на котором запретных тем для разговора нет. Единственная формальность – ведется протокол, чтобы потом из поля зрения не выпало ничего. И на моей памяти нет ни одного пункта, который бы остался без внимания, а многие предложения реализованы и дают хорошую отдачу. По сути, мы ввели в действие один из принципов коллективного самоуправления, и он оказался достаточно эффективным. Такой же разговор глаза в глаза веду с молодежью на ежегодном заводском слете, которых прошло уже одиннадцать.

 

– В беспределе реформ многие предприятия сбросили «социалку» как неподъемную ношу.  ОАО «ЛЕПСЕ» не сдало своих позиций и на этом плацдарме.

 

– Мы сохранили все, что создали наши предшественники. Хотя сломать пытались и нас, причем жестко, через колено… Но инвестиции в человека, в условия его труда, в качество его жизни были и остаются первоосновой экономической, кадровой, социальной политики предприятия. Когда к нам приезжают гости из столиц, они то и дело восклицают: «Не может быть!» Так, наши столовые по уровню комфорта и качества блюд дадут очки вперед иному ресторану. В Москве чашечка кофе стоит от 100 рублей и выше, а у нас полноценный обед – 60 рублей. В меню 7 столовых – 4000 наименований блюд с учетом и здоровья людей, и их национальных пристрастий: есть кухня украинская, татарская, еврейская – любая. Каждый день 50 человек кормим бесплатно в диетзале. Термоса из дома сегодня редкое исключение. Нашим женщинам очень нравится, что после смены не нужно бегать по магазинам. Действует стол заказов. Дворец культуры «Родина» – это не только кузница самодеятельных талантов по самому широкому спектру увлечений, но и одна из лучших концертных площадок России, за возможность выступить на которой звезды эстрады становятся в очередь. Санаторий-профилакторий «Митино» – по-прежнему главная заводская здравница. Но сегодня это еще и одна из лучших зон отдыха и лечения не только Кировской области, но и всей России. Специалисты и пациенты говорят, что наша минеральная вода и по вкусу, и по лечебным свойствам даже лучше, чем знаменитая «Нижнеивкинская». И вы только представьте, каково это – верхом на лошади проскакать по сосновому бору к каскаду озер. Наш пионерский лагерь «Родина» в Зонихе – это целая республика для ребятни. Сейчас будем там ставить и теплые домики для использования зимой, обустраивать лыжную базу. У нас около пяти тысяч ветеранов,  которым оказываем всестороннюю помощь и в последний путь провожаем за счет завода… Храм, построенный на средства заводчан, нынче расписали. И мы опять возвращаемся к тому, что завод – это единый живой организм, и человеческий фактор в нем – определяющий.

 

Да, «социалка» – это огромное обременение. Но если сегодня на нее никто денег не дает, значит, их нужно заработать самим. Мы все социальные объекты вывели на хозяйственную самостоятельность. И мы сейчас получаем от социальной сферы не убыток, а доход. Благодаря этому в том числе, четвертый год работаем без кредитов, ежегодно вкладывая в развитие предприятия более ста миллионов рублей. А это новое оборудование, новые технологии, новые условия работы и жизни.

 

Рынок изначально жесток. И можно бы, наверное, прекратить производство товаров народного потребления, отрубить «социалку», уволить три тысячи человек, а оставшиеся будут получать зарплату в несколько раз выше. Но что будет с теми, кто оказался за проходной? И что будет с предприятием, когда оставшиеся выработают свой ресурс? Потеряем преемственность – потеряем все. Вот и приходится все время балансировать между двумя составляющими – экономической и человеческой. И неизменно убеждаться в том, что мораль и нравственность, человечность и порядочность – это те ценности, без которых бизнес не может быть ни цивилизованным, ни эффективным.

 

– Каким видится Вам завтрашний день ОАО «ЛЕПСЕ»?

 

–  Прежде всего, он связан с наукоемкой продукцией. Сегодня она установлена на всех новейших разработках авиационной, космической техники и средств ПВО. Наши изделия используются в атомной, автомобильной, газовой, строительной отраслях промышленности, в медицине. Для РЖД и нефтяников мы производим продукцию, не имеющую аналогов.

 

К примеру, с 2012 года предприятие вошло в партнерские взаимоотношения с крупной американской фирмой «Бейкер Хьюз», которая обеспечивает сервисное обслуживание насосных установок в нефтедобывающих компаниях. По заявке «Бейкер Хьюз» в настоящее время разработаны две высокооборотные установки:  для добычи нефти из малодебитного фонда и установка малого поперечного сечения диаметром до 87 мм для добычи нефти из боковых стволов скважин. Опытные образцы находятся в производстве.

 

Министерство обороны заказало 39 глубоко модифицированных транспортных самолетов ИЛ-476, на каждом из которых устанавливается 728 наших изделий. Наши «начинки» и в боевых вертолетах «Ночной охотник», «Черная акула», «Аллигатор». Мы участвуем в создании военных кораблей, ракетных комплексов, подводных лодок.

 

Авиация – это серьезная политика, серьезная экономика. Проблем еще много. Я, как председатель регионального отделения Союза машиностроителей России, нашу общую озабоченность транслирую везде, вплоть до обращений к президенту В.В. Путину и премьеру Д.А. Медведеву. Нам жизненно необходимо локализовать производство комплектующих изделий на российских предприятиях, иначе не полетят ни «Суперджеты», ни ракеты. И то, что Путин делает упор именно на такую локализацию, воспринимаем с оптимизмом. Во всяком случае, в тендере на производство МС-21 участвуем. Но главное – мы сегодня все более востребованы по основному профилю работы.

 

– Многие руководители буквально «горят» на работе. Но при этом нередко добавляют, что домой приходишь, как в гости. У Вас такой же расклад?

 

– Ну, трудоголик я нашей, лепсенской закалки. И жена, Люда, сама лепсенка по судьбе, с одного взгляда понимает, что и почем. Но плох тот руководитель, который все тащит только на себе. У меня великолепная команда заместителей, с которыми мы прошли все огни и воды. Надежно прикрыты и форпосты, и тылы. А дома я счастлив. Сын Станислав, у которого бизнес в полиграфии, ещё, считаю, и одаренный художник, его картины, графика всегда передо мной и на работе, и дома. Он, как и я, творческий человек, и мне с ним всегда интересно и комфортно. Дочь Наташа «краснодипломница» ВятГГУ, очень самостоятельная, нашла себя в столичном выставочном бизнесе, только что вернулась из Ганновера, где обустраивала российский раздел международной выставки. Каждому ее приезду мы рады чрезвычайно. Уже три года как я – дед, у Полины и Ангелины возраст «почемучек». И в общении с ними я обретаю «второе дыхание». У нас все как у всех.

Для одних 60 лет – это желанный «возраст независимости», для других – возраст мечты. Мне ближе второе ощущение жизни. Задуманного всегда больше, сделанного. И я еще никогда не сходил с дистанции.

 

Беседовал Юрий Беляев

Досье

Геннадий Мамаев

Дата и место рождения: 9 мая 1953 года, поселок Фаленки Кировской области.

Образование: Кировский  политехнический институт по специальности «инженер-электромеханик».

Карьера: 1971 г. – электромонтажник треста «Верхневолгоэлектромонтаж». 1979 г. – после службы в армии и учебы в институте инженер-конструктор КЭМПО им. Лепсе.

1992 г. – технический директор.

1997 г. – избран генеральным  директором ОАО «ЛЕПСЕ».

Общественная деятельность:

– 2001-2011 – депутат ОЗС. Председатель комитета по промышленности, ЖКХ, строительству, транспорту и связи. Возглавил разработку закона Кировской   области «О промышленной политике», ряда других базовых законов.

– Председатель  КРО Союза  машиностроителей России. Председатель общественного совета при УМВД.

Награды:

– Орден  Дружбы, орден Почёта,  орден Преподобного Сергия Радонежского I степени, медаль «За отвагу на пожаре»;

– Знак «Почетный авиастроитель», звание «Почетный машиностроитель», благодарность и именные часы Президента РФ В.В. Путина;

– Благодарность Правительства РФ;

– Почетные грамоты Совета Федерации и ГосДумы, многочисленные ведомственные награды.



Следующая новостьПредыдущая новость


Наверх

    Кировское региональное отделение Союза машиностроителей России – 2020 г.