ПАРТНЁРЫ

 

 

Главная / Публикации в СМИ / Флаг индустриализации

Промышленная конференция «Пути развития российской промышленности и повышения темпов экономического роста» собрала в конгресс-центре ТПП РФ представителей власти, научного и бизнес-сообщества, чтобы обсудить комплекс мер по повышению темпов роста отечественной промышленности.

 

Основой конкурентоспособной экономики, сказал на открытии конференции вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, является конкурентоспособная промышленность. Идея повышения конкурентоспособности промышленности должна стать флагом, символизирующим все важнейшие преобразования в экономике. Особо он подчеркнул необходимость законодательного закрепления основ национальной промышленной политики: «Эта политика должна быть ориентирована на решение системных проблем, таких, как структурные диспропорции промышленного комплекса, высокая степень износа основных фондов, технологическое отставание, низкая производительность труда, высокая материало- и энергоемкость производимой продукции и другое».

Первый заместитель главы Минпромторга РФ Глеб Никитин отметил, что проект закона о промышленной политике находится в высокой степени готовности. И там предусмотрен целый комплекс новых решений, которые должны дополнить имеющиеся меры в макроэкономической сфере. Это касается налоговых преференций для новых предприятий и поддержки индустриальных парков.

 

Госзаказ как реальный механизм модернизации производства

Тему эффективного использования госзаказа поднял в своем выступлении президент Вятской ТПП Николай Липатников:

– Своевременна ли постановка вопроса о принятии закона «О промышленной политике»? При подготовке конференции высказывалось мнение, что в стране сложная обстановка с Украиной, и, может, правительству нет времени заниматься данной проблематикой. Но вся история Российского государства, включая Отечественную войну, доказала, что в сложные для страны годы промышленный комплекс имел особую значимость для становления государства. И сегодня, когда нам начинают угрожать экономическими санкциями, мы должны понять, что не осталось времени на ожидание. Другого времени может не быть!

Накануне отъезда в Москву мне прямо в вагон принесли обращение компании «Вяткаавиа», которая занимается малой авиацией. Руководство пишет, что они не смогут развиваться, потому что закупают бензин в Польше, а она тоже угрожает экономическими санкциями. У Польши ведь нет нефтяных скважин, а переработка есть. А мы его можем производить? Да, до 1991 года авиационный бензин делала Башкирия. Вопрос в том, что нужна сертификация. Это задача нашего государства и часть промышленной политики.

Перейду к теме своего выступления и в качестве примера приведу предприятия легкой промышленности, традиционно поставляющие для нужд обороны страны спецобувь. Законодательно эти положения закреплены Постановлениями Правительства РФ от 30 марта 2012 года №269 и от 24 декабря 2012 года №1389. Но из-за отсутствия эффективного контроля большая часть обуви для нужд армии и силовых структур производится из импортных комплектующих, а то и вовсе за пределами страны. На сегодняшний день многочисленные обращения, в том числе и нашей ТПП, совещания в ТПП РФ с участием общественных профильных организаций результатов не дали.

Подобный опыт «сотрудничества» существует и между промышленными предприятиями и государственными корпорациями: РЖД, Газпром, Росатом, которые производят закупку товаров и оборудования для собственных нужд через торговые дома. При этом непосредственные производители вынуждены работать на кабальных условиях, так как прибыль изымается фирмами-посредниками.

Кировский машзавод 1 Мая – крупнейший производитель техники для строительства, ремонта и содержания железных дорог – до 2007 года производил 60% спецтехники, а в 2013 году – лишь 2,25%. За последние годы завод за счет собственных средств разработал и выпустил ряд новых путевых машин, способных конкурировать с зарубежными аналогами, однако отсутствие заказов от РЖД тормозит их выпуск. В то же время значительная доля финансирования на поставку этой техники отводится зарубежным поставщикам.

Сегодня разорвана цепочка «заказчик – проектировщик – производитель», которая эффективно работала на протяжении многих десятилетий и позволяла обходиться без импортной техники. Перечисленные темы и примеры, безусловно, не раскрывают всей проблематики, но должны стать составной частью российской промышленной политики.

Однако всякий закон жизнеспособен только при наличии конкретного механизма его реализации.

Основным инструментом, приводящим в действие такой механизм, должно стать самостоятельное Министерство промышленности с четко обозначенными целями и всей полнотой ответственности за исполнение поставленных государством задач!

 

Ольга Назарова



Следующая новостьПредыдущая новость


Наверх

    Кировское региональное отделение Союза машиностроителей России – 2020 г.