Промышленность служит системообразующим ядром российской экономики. Ее развитие стало бы ключевым фактором роста экономической мощи России.
Предложения по развитию отечественной экономики и повышению темпов экономического роста
(разработаны комитетом ТПП РФ по промышленному развитию)
В последние годы темпы роста промышленного производства снижаются, а качественные показатели ухудшаются. Причины связаны не только с конъюнктурой мирового рынка, но и с проблемами в организации промышленного производства. Для перелома негативных тенденций необходимы кардинальные меры. По сути дела, необходима инновационная реиндустриализация страны. В обозримом будущем отечественная промышленность должна стать локомотивом развития экономики государства, сферой обеспечения занятости значительной части населения, катализатором роста интеллектуального и духовного потенциала страны.
Государство, адекватно оценивая сложившуюся ситуацию, предложило ряд мер по преодолению кризиса в экономике, в частности, развитие системы технического регулирования, поддержка несырьевого экспорта, возврат в регионы части федеральных налогов, поступающих от предприятий, размещенных в технопарках.
Со своей стороны бизнес-сообщество тоже подготовило предложения по активизации промышленного роста в стране.
I. Политика в области совершенствования организации и управления промышленностью
1.1. Скорейшее принятие законов «О государственном стратегическом планировании» и «О промышленной политике в Российской Федерации», призванных повысить эффективность координации органов исполнительной власти, корпораций, субъектов предпринимательства.
1.2. Осуществление системы мероприятий, направленных на качественное повышение престижности промышленной деятельности, моральное и материальное поощрение, укрепление авторитета и социальной защищенности работников промышленных предприятий. Через средства массовой информации восстановить «индустриальное сознание» населения – восприятие деятельности в сфере массового промышленного производства как важнейшего для общества и престижного для гражданина вида реализации его способностей.
1.3. Включение в сферу ответственности государства развитие внутреннего рынка промышленной продукции. Переориентация на программу импортозамещения в сфере промышленного производства. При формировании государственных и муниципальных заказов обеспечить приоритет отечественной промышленной продукции.
1.4. Пересмотр требований к иностранным инвесторам в сфере промышленного производства в части перехода от точечного инвестирования в строительство завода к созданию промышленных комплексов полного цикла – от НИОКР до маркетинга и сбыта. Предусмотреть в требованиях к иностранным инвесторам адвалорную долю локализации не менее 50%.
1.5. Частичное субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым для финансирования техперевооружения промышленных предприятий.
1.6. Повышение эффективности предприятий и организаций госсектора за счет внедрения передовых технологий.
1.7. Усиление госконтроля за процессами подбора и расстановки кадров руководителей с учетом их профессиональной подготовки и опыта работы.
II. Функционирование производственных предприятий
2.1. Обеспечить участие хозяйствующих субъектов в разработке важнейших нормативно-правовых актов, касающихся условий промышленной деятельности.
2.2. Повысить ответственность собственников промышленных активов за текущее состояние, технологический уровень, перспективное развитие и экономические результаты их использования. Переход от «плоской» шкалы ответственности (в рамках стоимости акций или иных долей активов промышленных предприятий) к нелинейной шкале с элементами дополнительной ответственности, где размер дополнительной ответственности возрастает в зависимости от концентрации собственности, сосредоточенной в руках данного юридического или физического лица. В случае неспособности собственников выполнить эти задачи предусмотреть механизмы продаж промышленных предприятий государству, трудовому коллективу или иным потенциальным собственникам.
2.3. Совершенствование системы оплаты труда на промышленных предприятиях. Привязка оплаты труда топ-менеджеров компаний с госучастием к оплате рядовых работников в целях сокращения неравенства доходов занятых в промышленном секторе. Введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц. Доведение МРОТ до уровня прожиточного минимума.
III. Взаимоотношения промышленности с другими секторами экономики и общества
3.1. Снижение тарифов и цен на энергоносители, топливно-энергетические ресурсы и услуги естественных монополий на 20-30% за счет снижения издержек и акцизов.
3.2. Частичное государственное субсидирование затрат промышленных предприятий на НИОКР. Расширение процесса создания базовых кафедр вузов на предприятиях промышленности. Восстановление и развитие института целевой аспирантуры и докторантуры. Развитие внутрифирменного предпринимательства. Активизация рационализаторства, изобретательства. Демократизация управления предприятиями.
Предложения кировских предприятий
1. В связи с принятием закона «О промышленной политике в РФ», который фактически будет регулировать более 50% экономики страны, потребуется специализированный орган, определяющий основные направления государственной политики и осуществляющий регулирование, в том числе нормативно-правовое, в сфере промышленности.
Для этого считаем необходимым реорганизовать Минпромторг РФ, выделить из него Министерство промышленности в качестве самостоятельного ведомства и провести полную инвентаризацию наличия отечественного производства.
2. Вводить нормативно-правовые акты, принимаемые в последние числа календарного года и коренным образом меняющие существующий порядок в той или иной сфере деятельности с начала следующего года, чтобы создать условия для стабильного функционирования предприятий промышленности. (Как пример, Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» принят 28.12.2013, опубликован 30.12.2013, вступил в силу с 01.01.2014. А этим нормативным актом отменена аттестация рабочих мест, изменен порядок уплаты взносов в Пенсионный фонд, коренным образом изменен порядок предоставления льгот и компенсаций в связи с вредными условиями труда).
3. Весь государственный заказ размещать у отечественных производителей и без посредников. Тогда российская промышленность получит дополнительные средства для обновления действующих и создания новых конкурентоспособных высокоэффективных производств.
4. Необходимо усилить контроль за исполнение государственного оборонзаказа, а также установить ответственность за его неисполнение. При этом условия об ответственности должны быть прописаны в контракте и выражаться в виде штрафных санкций, размер которых будет равен стоимости товара, поставленного с нарушением требований законодательства. (Обувь и одежда для Минобороны РФ и других силовых структур страны должна производиться на российских предприятиях из отечественных комплектующих. Эти положения закреплены Постановлениями Правительства РФ от 30 марта 2012 г. №269 и от 24 декабря 2012 г. №1389. Однако Федеральная служба по оборонному заказу, на которую возложен контроль за исполнением гособоронзаказа, их в полной мере не исполняет. В результате большая часть обуви, поставляемой для силовых структур РФ, производится за пределами России и полностью из импортных комплектующих материалов.
5. Вернуться к вопросу о введении инвестиционной льготы по налогу на прибыль для реального сектора экономики. Не должны облагаться данным налогом 50% прибыли, направленной на приобретение нового оборудования промышленными предприятиями.
6. Установление на законодательном уровне для организаций, круг которых определен Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ (госкорпорации и монополии), требований об осуществлении закупок товаров российского производства и непосредственно у производителя. Это приведет не только к повышению прозрачности и эффективности их затрат, но и окажет значительный стимул для роста объемов промышленного производства. В настоящее время РЖД, Газпром, Росатом и другие производят закупку товаров для собственных нужд через специально созданные торговые дома, таким образом вся прибыль изымается посредниками.
7. Министерству образования и науки РФ разработать комплекс мер по улучшению качества подготовки учащихся общеобразовательных школ по физике и математике. Поступление на любую техническую специальность связано с необходимостью успешной сдачи ЕГЭ по таким сложным предметам, как физика и математика, уровень преподавания которых в большей части школ остается крайне низким. Особенно это касается сельских школ, где зачастую отсутствуют учителя физики. В результате такого положения дел многие талантливые молодые люди просто лишены возможности получить высшее техническое образование и принять участие в модернизации российской промышленности.
8. Правительству РФ разработать перечень инженерно-технических специальностей, обеспечивающих подготовку кадров в интересах безопасности и технической самостоятельности государства, и меры государственной социальной поддержки обучающихся и выпускников данных специальностей.
9. Правительству РФ заложить в средства, выделяемые из федерального бюджета, для выполнения государственных заказов на промышленных предприятиях РФ, статьи расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые в государственных вузах, в том числе с привлечением студентов.
10. Назрела необходимость введения мер государственного протекционизма в отношении лиц, получающих высшее инженерно-техническое образование за счет бюджетных средств. Свободное трудоустройство с отсутствием взаимных обязанностей между работодателем и выпускником приводит к высокой текучести кадров, особенно в первые годы после завершения обучения. Причем государственная поддержка необходима как в период их обучения с обязательным трудоустройством по специальности, так и в первые годы работы на предприятии (аналогия со статусом молодого специалиста в прежние годы) при взаимной ответственности, в том числе и финансовой
Следующая новостьПредыдущая новость
Наверх