ПАРТНЁРЫ

 

 

Главная / Публикации в СМИ / Школа – техникум – завод

Пилотный проект профориентационной работы презентовал ОАО «Кировский машзавод 1 Мая», представив почти годовой опыт взаимодействия трех сторон – школы №10 г. Кирова, Вятского электромашиностроительного техникума (ВЭМТ) и промышленного предприятия.

 

В обсуждении проекта участвовали заместитель председателя правительства области Георгий Мачехин, президент Вятской ТПП Николай Липатников, представители департамента образования, промпредприятий, кировского бизнеса, городского центра занятости населения, директора школ и техникумов, ориентированных на подготовку кадров для промышленности.

 

Уроки технологии на заводе

 

Местом презентации проекта стала слесарная мастерская ВЭМТ, расположенная на заводе 1 Мая. Там шел урок технологии 8-г класса 10-й школы. Мастер производственного обучения объяснял ребятам тонкости технологических операций, после чего они встали за верстаки, и закипела работа. А делегация направилась в токарные и сварочные мастерские, где шли практические занятия студентов техникума.

Экскурсию по мастерским провела директор ВЭМТ Маргарита Казакова. Она рассказала о действующем трехстороннем договоре между 10-й школой, ВЭМТ и заводом, в рамках которого организовано преподавание предмета технологии для мальчиков 7-8 классов 10-й школы.

 

Ломать стереотипы сложно, но нужно

 

После осмотра мастерских началось обсуждение уникального для области проекта. Президент Вятской ТПП Николай Липатников отметил, что надо ломать сложившийся стереотип: если паренек идет работать на завод, значит, его жизнь закончилась. Это только начало становления в профессии. На таких уроках технологии дети приобретают знание нормальной мужской профессии и понимают, что профессионализм начинается с малого. Он рассказал, что, выступая недавно на форуме деловых СМИ в Москве, предложил обсудить на уровне ТПП РФ и Правительства РФ тему государственной молодежной политики, в том числе и профессиональную ориентацию на предприятиях. Надо повернуть сознание и родителей и детей в сторону промышленности.

 

Генеральный директор завода Сергей Голофаев начал с того, что завод 1 Мая впервые стал площадкой для такой серьезной дискуссии: «У нас накопился достаточный опыт профориентационной работы в современных условиях, и мы готовы им делиться. Этот пилотный проект, где участвуют школа, профобразование и завод, не мог быть реализован без наших финансовых вливаний. Мы, безусловно, понимаем, что без кадровой подпитки нормальная работа предприятия строиться не может, и делаем это, не дожидаясь ничьей поддержки. Хотелось, чтобы органы власти обратили внимание на активизацию информационной работы в этих вопросах. СМИ сегодня не уделяют этим проблемам должного внимания. К примеру, мы проводили на заводе конкурс по профмастерству среди токарей и сварщиков области, рассылали пресс-релизы, но никто из СМИ не пришел. Как же в этом случае популяризировать рабочие профессии?!»

 

Заместитель гендиректора по персоналу Виктор Киселев подчеркнул, что проект состоялся благодаря позитивной и доброй энергии трех сторон: «Чем больше будет таких примеров сотрудничества, тем больше детей найдут себя в профессии. Мы стремимся сделать идеологию труда совершенной. Найти путь к душе ребенка, пришедшего на завод, чтобы дети полюбили свою работу, почувствовали себя частью большой семьи, нацеленной на решение одних задач. А для этого нужно вложить в них свою душу. Только этот путь приведет к результату. Мы планируем чаще встречаться с родителями, награждать детей, которые отличились на практике, и вести их в профессии. Считаю нашу инициативу положительной, своевременной и современной».

 

Третью сторону проекта представила Ангелина Ильина, директор школы №10 г. Кирова. Она заметила, что в школах почти не осталось учителей технологии, морально устарела материальная база. И когда к ним пришли представители завода и техникума и предложили такое сотрудничество, они ухватились за эту идею. Она рассказала, как они преодолевали организационно-административные барьеры и сопротивление родителей: «В конце концов, мы нашли оптимальное решение состыковки учебных программ. Получили лицензию на ведение образовательной деятельности. Большие проблемы были с родителями. Некоторые матери не соглашались отпускать детей на завод, приносили справки о нездоровье мальчиков. Я очень рада, что первые лица завода и техникума встречались с ними и разъясняли ситуацию. В итоге мы преодолели сопротивление и запустили проект. Сегодня, в том числе и от имени родителей, хочется поблагодарить наших социальных партнеров за быстрый рост мальчишек. Они с гордостью ходят на завод, быстро возмужали, уважительно относятся к технологическому процессу, горды тем, что являются частью крупного предприятия. Кроме того, школа в лице учеников и учителей активно включается в культурно-спортивную жизнь завода и техникума. Я уверена, что за таким объединением будущее!»

 

Сухой остаток

 

Итоги обсуждения подвел зампред правительства Георгий Мачехин. Он отметил, что надо детально проанализировать результаты пилотного проекта, а при положительных заключениях тиражировать опыт в другие образовательные учреждения. Также он заметил, что если будет принят закон «О промышленной политике», то он позволит относить затраты предприятия на организацию учебного процесса на себестоимость.

Заместитель начальника управления ГСЗН – начальник отдела профориентации и профессионального обучения Валерий Казюта сообщил, что в области создано 75 центров профориентации. А представленный опыт – это новое качество профориентационной работы. Его надо обобщать и внедрять, чтобы у региона было будущее. Он предложил трехсторонний договор перевести в четырехсторонний, включив службу занятости, а также организовывать через городской ЦЗН трудоустройство несовершеннолетних на предприятиях города.

 

В ходе обсуждения прозвучали предложения: поощрять детей за участие в конкурсах профмастерства на уровне города и области; продумать механизм финансирования проекта при его тиражировании; от имени бизнес-сообщества обратиться к губернатору на выделение гранта на освещение темы профессиональной ориентации в СМИ.

 

Жанна Меркурьева

 

Маргарита Казакова, директор КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум»:

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы. привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, осознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей чем раньше степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям в кадрах определенной профессии.

Профориентация молодежи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильнее называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Именно поэтому Вятский электромашиностроительный техникум в вопросах профориентации тесно сотрудничает с социальными партнерами: предприятиями города и области, службой занятости, общеобразовательными школами. Примером такого сотрудничества является деятельность в рамках трехстороннего договора с ОАО «Кировсий машзавод 1 Мая» и средней общеобразовательной школой № 10 г. Кирова. Договор предполагает не только раннее знакомство учащихся с миром технических, востребованных сегодня профессий и специальностей, организацию летней занятости учащихся постарше силами завода, но и перенос занятий по предмету «Технология» для мальчиков в мастерские нашего техникума, в конкретную производственную среду. Мальчишки 7-8 классов по согласованной сторонами программе осваивают азы профессий слесаря и токаря. Занятия проводят квалифицированные педагоги – мастера производственного обучения, расходными материалами и инструментом обеспечивает завод. Занятия начались с 1 сентября, и уже сегодня можно сказать, что и учащиеся и их родители довольны результатами, Дети научились «работать руками», увидели результат своей работы – это рабочий инвентарь, обрадовались оценке своих трудов не только учителями, но и родителями. По опросу прошедших обучение 30% планируют получить в дальнейшем техническую профессию, специальность. Мы считаем, что именно проведенная работа в рамках договора способствовала этому выбору и будем рады, если для дальнейшего обучения они выберут наш техникум.



Следующая новостьПредыдущая новость


Наверх

    Кировское региональное отделение Союза машиностроителей России – 2020 г.