ПАРТНЁРЫ

 

 

Главная / Публикации в СМИ / Надо действовать!

В рамках рабочего визита на ОАО «ЛЕПСЕ» заместителя генерального директора ОАО «Уралвагонзавод» Валерия Платонова состоялась встреча с рядом руководителей предприятий Кирова. Вёл её председатель регионального отделения Союза машиностроителей России, генеральный директор ОАО «ЛЕПСЕ» Геннадий Мамаев. Участие в организации встречи принял президент Вятской ТПП Николай Липатников.

 

Валерий Платонов, многие годы руководивший таким крупным предприятием, как Челябинский тракторный, является председателем комитета по промышленному развитию ТПП РФ, который совместно с комитетом Госдумы принимает активное участие в разработке «Закона о промышленной политике в России», давно ожидаемого представителями реального сектора экономики.

Особенно актуальна эта проблема в условиях вступления России в ВТО, когда возрастающая конкуренция требует оптимизации всех видов расходов, применения современных эффективных технологий, реальной и системной поддержки со стороны государства, о чём свидетельствует опыт успешных стран – членов ВТО.

Платонов выслушал предложения руководителей кировских предприятий для принятия к сведению при доработке закона. Также между участниками встречи была достигнута договорённость об информационном обмене.

 

Предлагаем вашему вниманию фрагменты выступления Валерия Платонова:

– Закон о промышленной политике имеет долгую историю. Его разработка началась в середине 90-х годов. Были две попытки его принять – в 2005 и 2009 годах, но оба раза они блокировались. Сейчас на сайте Госдумы два проекта этого закона, они весьма различаются. Если сам закон содержит 9 страниц текста, то поправок к нему – 157 страниц. Заключение дают не только депутаты Госдумы, но Администрация Президента, Правительство, министерства и ведомства.

Очень важно сейчас предложить такой законопроект, который бы сохранил всё, что мы туда вложили. Практика показывает – исправлять, уточнять труднее, чем внести сразу. А закон обязательно нужен, если мы хотим уйти от сырьевой зависимости. Для информации: в экспорте Германии доля продукции обрабатывающей промышленности – 85%, у нас – 12%. Обрабатывающие отрасли требуют поддержки. Тогда у нас есть будущее. Ведь мы при грамотном подходе к делу в состоянии конкурировать даже с Китаем.

Вот есть пример Челябинской обувной фабрики. Контрольный пакет акций принадлежит толковому собственнику. Даже в кризис 2009-2010 годов у него был рост производства. У него 200 точек сбыта в пяти областях Приуралья. Он выдерживает конкуренцию с китайскими и германскими производителями. Клей, к примеру, он использует немецкий, подошвы итальянские, а модели создаёт сам.

Или взять Белоруссию – минский тракторный имеет торговых представителей в 126 странах. А наши заводы на Алтае, в Липецке исчезли. То есть всегда есть возможность развиваться. А чтобы уйти от сырьевой зависимости, нужно развивать переработку.

Если посмотреть динамику возникновения юридических лиц, то в целом мы увидим рост числа субъектов экономической деятельности на 1,2%. Но на 40% сократилось количество юрлиц, занятых производством машин и оборудования!

Далее. Власти у нас часто говорят о малом бизнесе (МБ). А он у нас плавно уходит в коммерцию. Надо отметить, что средняя численность предприятия МБ снизилась с 20 до 9 человек. Лет через пять предприятие МБ будет состоять из трёх человек: генерального директора, главбуха и охранника. Чем будет (и может) заниматься такое предприятие? Перепродажей. Именно благодаря таким посредникам цены на европейские товары в РФ в 2-3 раза выше, чем в самой Европе. Нужны меры господдержки тем предприятиям, которые занимаются производственно-хозяйственной деятельностью.

Разрабатывая проект закона, мы взяли за основу тот, который создан РТПП. И я призываю вас дать конкретные предложения в него. Мы поставили задачу посмотреть, какие меры поддержки апробированы в регионах и дали результат.

Пусть не удастся сразу всё решить, сам факт принятия Закона о национальной промышленности, где будет сказано, что эти отрасли должны получить определённые государственные преференции, будет стимулом и мощной поддержкой.

Вторая проблема связана со вступлением в ВТО. 18 лет шёл процесс. И настолько притупилась эта проблема, что, когда объявили: «мы на пороге», многие стали кричать: «мы не готовы!» Сейчас уже поздно пересматривать позиции. Что делать?

В бюджете есть целый ряд финансовых статей, связанных с поддержкой различных отраслей по вступлении в ВТО. А из опыта встреч вижу – многие руководители ещё не в курсе. Так заставьте своих финансистов изучить вопрос! Есть статьи по лёгкой промышленности, по поддержке экспорта, по ОПК. По ОПК есть 10 млрд рублей на поддержку процентных ставок по привлекаемым кредитам. Надо обязательно использовать эти возможности, правильно оформив в Минпромторг документы.

В рамках ВТО никто не запрещает, а, наоборот, предполагается, что, если, к примеру, мощности не загружены, а экспорт идёт по демпинговым ценам, то можно, во-первых, ограничить импорт, во-вторых – ввести повышенные таможенные пошлины.

У нас есть некоторая инфантильность – мол, с Китаем чего бодаться?

Между тем, США, например, если техпараметры не соответствуют нормам, то на рынок не пустят. Или почему в Европе нет российских или китайских авто? Там на деньги евросоюза можно покупать только продукцию ЕС. Мы должны пройти эту школу – дальше без этого нельзя. А у нас есть пробелы в законодательстве: сегодня на бюджетные деньги закупают импортную технику. Если не будем сами защищать свои позиции, нас ждёт медленная и мучительная смерть. Надо осваивать инструменты ВТО!

Китай давно в ВТО. Все знают, что их экспортёры имеют свои формы поддержки, например, в виде практически беспроцентных кредитов. В мою бытность генеральным на Челябинском тракторном мы искали в Китае отливки на дизельные двигатели. Нашли фирму, подходит по цене и качеству, они для «Катерпиллера» и «Камацу» делали продукцию. Дважды посылал делегацию: «Узнайте, как формируется цена в Китае»? У них лом, чугун, кокс, электроэнергия дороже, чем в России. Зарплата чуть ниже. А цена в два раза меньше! Начинаем допытываться. «А мы сами не знаем. Так получается…» Китай свои позиции отстаивает жёстко. Как и США, и Европа.

«Закон о промышленной политике» есть на сайте РТПП. Призываю, добавьте туда опыт Кировской области по этой проблематике. В 2013 году комитеты по промышленности Госдумы и РТПП всё-таки намерены этот закон провести.

 

Александр Иванов, генеральный директор ОАО «Искож»:

– На мой взгляд, во-первых, нужно изменить налоговую систему: сегодня она способна похоронить любой закон.

Налоговая система должна заставлять проводить модернизацию страны. И налоговая система 1997-2001 годов выполняла эти функции: льгота была 50% в части налога на прибыль. НДС не надо отменять. В Италии НДС от 4% до 21%.

У нас сегодня налоговая система не просто безобразна. Она порождает коррупцию, но никак не развивает страну.

И второе – нужно вернуть в школы два направления: труд+спорт и точные науки (математику, физику, химию). Если бы сегодняшние студенты поступали на инженерные специальности по условиям приёма 60-х годов, ни один бы не сдал. И в вузах должны быть люди, которые могут двигать науку, вузы должны сотрудничать с иностранными коллегами. Нам отпущено 10-15 лет. Если не принять экстренных мер – бесполезны все разговоры.

Во всём мире центробанки превратились в фирмы по производству фантиков. У нас два госбанка, у них триллионы рублей. Неужели нельзя давать кредиты под 2-3% годовых? В США ставка рефинансирования – 0,25%.

Зачем государству миллионы малых фирм, которые не платят налогов? 50% людей не платят налогов. Торговля имеет обороты, сравнимые с нефтянкой – но где налоги?

 

Михаил Мильков, генеральный директор ОАО «Научно-исследовательский институт средств вычислительной техники»:

– Гособоронзаказ составляет 95%. Существенных сдвигов здесь нет. Конкурсные процедуры проходят не до февраля, а до мая. Полгода «наука» на отдыхе, ОКР начинаются с апреля-мая, а то и позднее.

 

Сергей Смирнов, генеральный директор ОАО «Кировский завод «Маяк»:

– Закон по гособоронзаказу полностью выхолощен. Только мы 154 предложения давали. По цене пока обращаешься, пока комиссия – восемь месяцев прошли. Поставщик-то ничего не поставил… Чтобы попасть в целевую программу – ползавода надо по акциям заложить за один станок. Рентабельность у нас расчётная – 10-12%. По факту 3%. Что можно на 3% модернизировать? Нужна жёсткая политическая воля. Есть ещё люди с опытом, надо послушать их и сделать ряд элементарных вещей. А то куда не сунешься – везде диктуют монополии.

 

Борис Кушов, генеральный директор ОАО «ВМП «АВИТЕК»:

– У нас заказов столько, что мы с ними даже не справляемся. Ключевая проблема – ценообразование. «Головники» с большим трудом отстаивают рентабельность в 3-5 % при официальной инфляции 8% (а фактическая вдвое больше).

Проблема номер один – кадры. Имидж рабочего человека в СМИ надо поднимать. А сегодня и престиж невысок, и зарплата ниже. А это опять же вопросы ценообразования. С ними связана и модернизация. Там, где её поддерживают, там результаты. Китай у нас лет 10-15 назад купил документацию на кресла-катапульты. И сегодня приближается к нашему уровню.

 

Валерий Платонов:

– Я слёз ещё больше могу лить. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Конкуренцию в экономике не отменить. Лёгкая промышленность в США и в Европе не рухнули из-за Китая. Давайте проталкивать изменения в налоговой системе. Давайте укреплять диверсификацию производства, кооперацию и специализацию. Надо действовать!



Следующая новостьПредыдущая новость


Наверх

    Кировское региональное отделение Союза машиностроителей России – 2020 г.