20 февраля в Государственной Думе прошло заседание комиссии по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, участие в котором принял представитель Кировского РО СМР, начальник экономического управления завода «ЛЕПСЕ» Сергей Петрович Харин. В повестку дня были включены проблемные вопросы правового регулирования отношений в сфере гособоронзаказа. В ходе мероприятия состоялось обсуждение предложений по совершенствованию положений Федерального закона от 29.12.2012. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Открывая заседание, Первый заместитель Председателя ООО «СоюзМаш России», Президент НП «Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимир Гутенёв отметил, что за время действия закона «О гособоронзаказе» удалось повысить надёжность и прозрачность расчётов при выполнении государственного оборонного заказа и применить возможности банковской системы к осуществлению контроля за целевым использованием бюджетных средств. «Но для того, чтобы выполнить задачи по повышению качества военной продукции и снижению издержек по её производству, требуется совершенствование механизмов закона.
Парламентарий напомнил, что ещё со времени первых согласований механизма межведомственного контроля за расходованием бюджетных средств при выполнении ГОЗ, наибольшие вопросы у предприятий вызывала и вызывает необходимость открытия спецсчетов в уполномоченных банках предприятиями всех уровней кооперации – от головного исполнителя до поставщиков комплектующих. «Такая цепочка, создаваемая по каждому госконтракту, приводит к лавинообразному росту договоров и взаимоотчётности, нарушениям технологических процессов, невыполнению обязательств по контракту, кассовым разрывам и ухудшению финансового состояния предприятий. А на низших уровнях кооперации, где объёмы работ по гособоронзаказу невелики, часто возникают ситуации, когда мотивация к участию в ГОЗ сводится к нулю. Поэтому наиболее значимые поправки в предложенном законопроекте меняют порядок открытия специальных счетов исполнителей при выполнении ГОЗ», – подчеркнул Гутенёв.
Разработанные поправки в документ представил заместитель Председателя коллегии ВПК РФ, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Олег Бочкарёв. Он напомнил, что основной целью введения новых требований в закон «О гособоронзаказе» было обеспечение надёжности взаиморасчётов и недопущение нецелевого расходования денежных средств при выполнении ГОЗ. «Нормы закона повлекли за собой существенные изменения в текущей производственной и финансовой деятельности предприятий. В той корректировке закона, которая произошла в 2016 году, не все замечания промышленности были учтены. Поэтому в сентябре 2016 года по итогам Военно-промышленной конференции, состоявшейся на базе концерна «Алмаз-Антей», документ был доработан и одобрен большинством руководителей предприятий ОПК», – рассказал Олег Бочкарёв.
Обсуждая предложенные поправки, Президент ОСК, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Алексей Рахманов отметил, что, несмотря на декларируемые цели, 275-ФЗ не создаёт стимулов сокращать издержки: «Более того, госкомпании практически потеряли функцию казначейства. Кредитование для закрытия кассовых разрывов стало проблемой, а проценты по кредиту ложатся на чистую прибыль. Добиваться высокой экономической эффективности в условиях всё большего регулирования, мягко говоря, сложно».
Генеральный директор ООО «Экспертно-аналитический центр ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275» Елена Гончарук, говоря о порядке расчётов с использованием специального счёта, также заявила об острой необходимости прописать в законе чёткую формулировку, которая искоренит возможности двойного толкования закона и будет понятна всем – и ФАС России, и прокуратуре, и государственному заказчику, и военному представителю, и предприятию.
Председатель Комиссии по развитию предприятий ОПК Владимир Гутенёв пояснил, что также предлагается изменить и уточнить порядок компенсации собственных затрат предприятия при выполнении ГОЗ, механизм и сроки перечисления денежных средств и прибыли исполнителям при частичном исполнении заключённого контракта. «Кроме того, есть необходимость в изменении величины оплаты накладных расходов. Установленная сейчас норма в размере не более трёх млн. рублей вне зависимости от суммы и длительности контракта, не позволяет покрывать накладные расходы исполнителя в течение всего времени его действия. Поэтому предложение о том, что оплату иных расходов необходимо установить в виде процентов от суммы государственного контракта полностью соответствует нашим подходам», – подчеркнул Гутенёв.
«Необходимо выстроить баланс между заказчиком и исполнителем, для чего должна быть установлена симметричная ответственность, поскольку та ответственность, которая сейчас прописана в контрактах, предусматривает несоизмеримые штрафные санкции в отношении исполнителя. Причём не от суммы недопоставки продукции, а от общего объёма контракта. И нужно понимать, что полномочия и ответственность – это взаимосвязанные вещи. Поэтому, чтобы жёстко контролировать эффективность выполнения работ по гособоронзаказу, необходимо предоставить руководству предприятий полномочия для принятия решений», – резюмировал председатель Комиссии по развитию предприятий ОПК.
Следующая новостьПредыдущая новость
Наверх